В настоящее время борьба с коррупцией в новом Узбекистане стала наиболее приоритетным направлением государственной политики.
Актуальность темы методов борьбы с коррупцией в настоящее время обусловлена тем, что коррупция в стране проникает во все сферы жизнедеятельности граждан и оказывает на них негативное влияние. Коррупция ведет к стагнации экономики и потере доверия со стороны граждан не только к отдельным должностным лицам, но и государству в целом. Итогом постоянно увеличивающейся коррупции становятся экономический кризис
и четко выраженная социальная дифференциация общества.
Меры по борьбе с коррупцией, в том числе ее профилактике, в той или иной степени, реализуются всеми странами. Но различные аспекты и направления ее профилактики развиты в разных государствах по-разному. Это обусловливает необходимость изучения современного опыта разных государств.
Принципиально новым этапом в определении системных механизмов
в сфере противодействия коррупции стало присоединение Узбекистана
к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года).
Продолжением последовательных мер в данной сфере явилось присоединение Узбекистана в 2010 году к Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией (Стамбул, 10 сентября 2003 года), принятому в рамках Организации экономического сотрудничества и развития.
По инициативе Президента Республики Узбекистан в Парламент страны внесен проект Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции», принятый 4 января 2017 года. Данный закон состоит из 6 глав и 34 статей и определяет законодательные основы антикоррупционной политики страны.
Основной целью разработки данного закона является комплексное регулирование правоотношений в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
Также, в стране принимаются последовательные меры по внедрению основанной на передовых международных стандартах системы предупреждения и непримиримой борьбы с коррупцией.
В частности, созданы необходимые условия для осуществления эффективного и действенного общественного контроля в государственном управлении путем обеспечения открытости, гласности и прозрачности в деятельности государственных органов и организаций, а также установления подотчетности должностных лиц перед населением.
Впервые создан отдельный орган — Агентство по противодействию коррупции, ответственный за выявление и системный анализ коррупционных рисков, устранение факторов, их порождающих. В органах государственной власти и крупных хозяйствующих субъектах налаживается деятельность подразделений внутреннего антикоррупционного контроля.
Внедряются с широким использованием возможностей цифровых технологий эффективные механизмы, направленные на предотвращение коррупции и злоупотреблений во многих сферах, таких как выдача государственных номерных знаков на транспортные средства, оказание нотариальных и других государственных услуг, отвод земельных участков, контроль за соблюдением правил дорожного движения.
Кроме того, Постановлением Президента Республики Узбекистан
от 2 февраля 2017 года принята первая Государственная программа
по противодействию коррупции на 2017–2018 годы. В целях бесперестанного противодействия коррупции Указом Президента Республики Узбекистан
от 27 мая 2019 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» утверждена очередная Государственная программа противодействия коррупции на 2019–2020 годы. Также, Указом Президента от 6 июля 2021 года «О мерах по созданию среды нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении,
а также широкому вовлечению общественности в этот процесс» утверждена Государственная программа противодействия коррупции на 2021–2022 годы,.
Большую роль в этом направлении однозначно сыграли меры по обеспечении открытости деятельности государственных органов, закрепленная на законодательном уровне Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективной реализации общественного контроля» от 16 июня 2021 года.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые системные меры, сохраняются коррупционные проявления в таких направлениях, как использование бюджетных средств, государственные закупки, капитальное строительство, получение лицензий и разрешений, выделение банковских кредитов, прием на работу.
Согласно данным Базельского институтута государственного управления Узбекистан находится на 69 месте в рейтинге стран мира по индексу противодействия отмыванию денежных средств (Basel Institute on Governance: Basel AML Index 2022.).
Также, согласно исследованиям «Transparency International» индекс восприятия коррупции (CPI) прошлого года показывает, что уровень коррупции во всем мире находится в состоянии застоя. Индекс потребительских цен оценивает 180 стран и территорий по всему миру
в зависимости от воспринимаемого ими уровня коррупции в государственном секторе. Результаты даны по шкале от 0 (очень коррумпированный)
до 100 (очень чистый). В 2021 году средний мировой показатель остался неизменным уже десятый год подряд и составляет всего 43 балла
из 100 возможных. Узбекистан, согласно официальными показателями данного института, набрал 28 баллов.
Исходя из данных Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан в течении 2020 года судами рассмотрены
1 502 уголовных дел в отношении 2 270 лиц, обвиненных в коррупционных преступлениях (ст. 205-214, 243 Уголовного кодекса Республики Узбекистан). В отношении 2 203 лиц вынесены приговоры (1 457 уголовным дел), а именно в отношении 80 лиц вынесены оправдательные приговоры (59 уголовных дел), в отношении 2 123 лиц вынесены обвинительные приговоры (1 398 уголовных дел), а в отношении 67 лиц уголовные дела прекращены (45 уголовных дел).
Решающими факторами в совершении вышеуказанных коррупционных преступлений сыграли получение обвиняемыми материальной выгоды, материального личного обогащения, наличие бюрократических препятствий, неорганизованность рабочей системы, а также отсутствие материального обеспечения и соответствующих трудовых условий обвинемых.
Необходимо отметить, что мощным рычагом борьбы с коррупцией является правовое воспитание граждан в духе уважительного отношения
к закону и нетерпимости ко всяким его нарушениям. В этих целях принята
и активно реализуется Национальная программа повышения правовой культуры в обществе. Концепцией предусматривается принятие новой Национальной программы повышения правовой культуры общества, призванной кардинально улучшить правовое образование и просвещение
в стране, пропаганду правовых знаний в обществе, повышение политико-правовой культуры, правосознания граждан.
Старший помощник судьи Бухарского областного суда Н.Шарапов
Помощник судьи Бухарского межрайонного экономического суда М.Шодиев