В последние годы в стране принят ряд актов законодательства, направленных на надежную защиту прав и свобод, уважение чести и достоинства личности, дальнейшее расширение применения принципа состязательности сторон на всех стадиях судопроизводства, а также внедрение в данную сферу международных стандартов и передового зарубежного опыта.Вместе с тем результаты анализа судебно-следственной практики и изучения обращений граждан свидетельствуют о неполном задействовании механизмов обеспечения гарантий защиты прав и свобод личности в уголовном процессе, а также наличии пробелов в законодательстве, связанных с четким определением полномочий правоохранительных органов по расследованию преступлений.
В целях улучшения деятельности по расследованию уголовных дел с учетом международных стандартов и передового зарубежного опыта, обеспечения принципов верховенства закона и неотвратимости ответственности, дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального законодательства в стране, а также последовательной реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:
1. Определить основными направлениями дальнейшего совершенствования судебно-следственной деятельности:обеспечение безусловного соблюдения прав и свобод личности, повышение качества процессуальных действий, пересмотр системы сбора, закрепления и оценки доказательств в уголовном процессе с учетом стандартов доказывания, широко применяемых в передовой зарубежной практике;
поднятие на новый уровень деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений, обеспечение неотвратимости ответственности за каждое совершенное преступление и полного возмещения ущерба, причиненного личности, обществу и государству;
внедрение эффективных механизмов предупреждения совершения деяний, связанных с применением пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также усиление ответственности за такие деяния;широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс расследования уголовных дел, дальнейшее укрепление материально-технической базы и повышение кадрового потенциала органов дознания и предварительного следствия;повышение эффективности системы предупреждения преступности, а также внедрение механизмов своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих преступлениям, повышения правовой культуры и формирования у граждан духа законопослушания.
2. Согласиться с предложениями Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности, Министерства юстиции и Национального центра Республики Узбекистан по правам человека о дальнейшем совершенствовании деятельности по раскрытию преступлений, согласно которым:получение заявлений, объяснений или показаний от подозреваемого, обвиняемого или подсудимого сотрудниками органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, осуществляется на основании письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или судьи, в производстве у которого находится данное уголовное дело, и исключительно при участии защитника (за исключением случаев отказа от защитника в установленном порядке);исчисление срока задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, осуществляется с момента его фактического задержания;устанавливается обязательное обеспечение встречи с адвокатом наедине лицу с момента его фактического задержания или фактического завершения оперативного мероприятия, связанного с его задержанием на месте преступления, либо с момента объявления лицу постановления о признании его подозреваемым до проведения связанных с ним процессуальных действий;внедряется институт соглашения о признании вины.
При этом по некоторым категориям преступлений предусматривается заключение письменного соглашения с органами дознания и предварительного следствия и назначение судом наказания, не более половины размера и (или) срока максимального наказания, предусмотренного в соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Республики Узбекистан, в отношении лиц, явившихся с повинной, чистосердечно раскаявшихся, активно способствовавших раскрытию преступления и загладивших причиненный вред;внедряется порядок предварительного закрепления (депонирования) судом показаний свидетеля и потерпевшего с участием сторон на стадии досудебного разбирательства по уголовному делу на основе ходатайства подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, прокурора или адвоката при наличии оснований полагать, что более поздний их допрос может оказаться невозможным в силу тяжелого заболевания или необходимости выезда за границу на длительный срок;устанавливается обязательное участие защитника при рассмотрении дел в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении особо тяжкого преступления,а также лиц, в отношении которых рассматривается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.Генеральной прокуратуре совместно с Министерством внутренних дел, Службой государственной безопасности, Министерством юстиции и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека в двухмесячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан соответствующий проект закона по вопросам, предусмотренным в настоящем пункте, в рамках права законодательной инициативы.3. Согласиться с предложениями Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности, Министерства юстиции и Национального центра Республики Узбекистан по правам человека о дальнейшем совершенствовании рассмотрения уголовных дел в суде, согласно которым:
если во время судебного следствия установлены обстоятельства, указывающие на совершение подсудимым преступления, по которому обвинение ему ранее предъявлено не было, всем сторонам по делу предоставляется право на внесение в суд ходатайства о выявлении оснований для привлечения подсудимого к уголовной ответственности по новому обвинению;
если во время судебного следствия установлены обстоятельства, указывающие на совершение преступления лицом, не привлеченным к ответственности, всем сторонам по делу предоставляется право на внесение в суд ходатайства о выявлении оснований для привлечения к участию в деле в качестве обвиняемого данного лица;внедряется порядок применения института примирения в случае изменения предъявленного лицу обвинения на статью или часть статьи Особенной части Уголовного кодекса Республики Узбекистан, подпадающие под действие института примирения, независимо от того, в какой судебной инстанции рассматривается уголовное дело;
внедряется порядок направления уголовного дела прокурору для установления лица, действительно совершившего преступление, и привлечения его к участию в деле в качестве обвиняемого, в случае вынесения оправдательного приговора ввиду непричастности подсудимого к совершению преступления.Верховному суду совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Службой государственной безопасности, Министерством юстиции и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека в двухмесячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан соответствующий проект закона по вопросам, предусмотренным в настоящем пункте, в рамках права законодательной инициативы.
4. Запретить:сотрудникам органов доследственной проверки, дознания и предварительного следствия склонять лицо к совершению противоправных действий и обвинять его в преступлении, совершенном вследствие такого склонения. При этом результаты оперативно-розыскных мероприятий могут быть признаны в качестве доказательства в судебном приговоре лишь в том случае, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на совершение преступления, сформировавшегося независимо от действий сотрудников правоохранительных органов или других лиц, принимавших участие в оперативном мероприятии;при наличии оснований для привлечения лица к участию в уголовном деле в качестве подозреваемого или обвиняемого (за исключением случаев, требующих проведения экспертизы или ревизии) допрашивать его в качестве свидетеля, а также получать от него какие-либо письменные или устные показания до разъяснения процессуальных прав подозреваемого или обвиняемого;вызывать в правоохранительные органы и допрашивать близких родственников задержанного подозреваемого или обвиняемого в случае отсутствия оснований для привлечения их в качестве участников процесса;сотрудникам органов дознания и предварительного следствия вызывать в правоохранительные органы или допрашивать подсудимого, потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, гражданского ответчика и других участников судебного процесса в рамках уголовного дела, направленного в суд для рассмотрения по существу (за исключением случаев наличия связанного с ними уголовного дела, выделенного в отдельное производство, либо письменного поручения суда).Генеральной прокуратуре совместно с Министерством внутренних дел, Службой государственной безопасности, Министерством юстиции и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека в двухмесячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан соответствующий проект закона по вопросам, предусмотренным в настоящем пункте, в рамках права законодательной инициативы.
5. Установить порядок, в соответствии с которым:медицинский осмотр лица, задержанного при проведении доследственной проверки или следствия, осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы, а также освидетельствование подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, содержащегося в изоляторе временного содержания или в следственном изоляторе, по ходатайству данных лиц либо их адвоката должны быть осуществлены работниками медицинских учреждений, неподведомственных изоляторам временного содержания, следственным изоляторам или учреждениям по исполнению наказания, в течение 24 часов, с возмещением расходовза счет стороны, внесшей ходатайство;правило о недопущении освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, не применяется в отношении несовершеннолетних, инвалидов первой и второй групп, женщин, мужчин старше шестидесяти лет и лиц, совершивших преступление по неосторожности;не допускается применение меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних, инвалидов первой и второй групп и лиц, достигших пенсионного возраста, по делам об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше трех лет, а также о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет.6. Генеральной прокуратуре совместно со Службой государственной безопасности и Министерством внутренних дел Республики Узбекистан в месячный срок разработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона по дальнейшему совершенствованию института подследственности уголовных дел.При этом предусмотреть, что передача уголовного дела из одного органа дознания или предварительного следствия другому может осуществляться исключительно Генеральным прокурором Республики Узбекистан и его заместителями, прокурорами Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента и приравненными к ним прокурорами в случаях, предусмотренных в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан.
Генеральному прокурору, председателю Службы государственной безопасности, министру внутренних дел, командующему Национальной гвардией и председателю Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан обратить особое внимание на персональную ответственность руководителей структур, уполномоченных проводить расследование уголовных дел, за неукоснительное соблюдение норм уголовно-процессуального законодательства о подследственности уголовных дел.Генеральному прокурору Республики Узбекистан принимать меры для обеспечения неукоснительного соблюдения правил подследственности уголовных дел на системной основе.7. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить:подключение ко всем органам, проводящим доследственную проверку, созданного в Единой информационной системе «Электронная уголовно-правовая статистика» программного модуля, позволяющего осуществлять регистрацию заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях в электронном виде и ведение единого электронного учета результатов их рассмотрения с полным вводом его в эксплуатацию с 1 января 2021 года;разработку в трехмесячный срок проекта нормативно-правового акта, определяющего порядок принятия и рассмотрения заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях, а также проведения доследственной проверки.8. Министерству внутренних дел, Генеральной прокуратуре, Службе государственной безопасности, Национальной гвардии и Государственному таможенному комитету совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан до 1 июня 2021 года:
обеспечить дознавателей и следователей средствами видеосъемки;принять меры для полного оснащения следственных изоляторов и учреждений по исполнению наказания техническими средствами и оборудованием, используемыми при проведении следственных действий в режиме видеоконференцсвязи, с обеспечением их бесперебойной работы.
9. Генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел Республики Узбекистан:организовать до 1 января 2021 года образцовую деятельность следственных подразделений прокуратуры и следственного управления Главного управления внутренних дел города Ташкента в соответствии с международными стандартами и передовым зарубежным опытом. При этом обратить особое внимание на обеспечение их автотранспортными средствами, оснащенными современным криминалистическим оборудованием, системами аудио- и видеофиксации процессуальных действий, оборудованием для ведения стенографии, наличие в служебных помещениях специальных отдельных комнат для проведения следственных действий и встреч подозреваемых и обвиняемых с защитником наедине;внести, с учетом результатов организации образцовой деятельности следственных подразделений, до конца 2021 года в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложение о распространении данного опыта на все другие подразделения дознания и предварительного следствия.Установить, что расходы, связанные с мероприятиями, предусмотренными в пунктах 8 и 9 настоящего Указа, производятся за счет внебюджетных средств соответствующих государственных органов и содействия международных партнеров, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
10. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан принять меры по:разработке в месячный срок совместно со Службой государственной безопасности, Министерством внутренних дел и другими заинтересованными министерствами и ведомствами предложений об организации высшего образовательного учреждения, специализирующегося на подготовке квалифицированных кадров в области следствия;
введению в двухмесячный срок в системе Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, прокуратур Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента должностей прокурора-криминалиста в рамках установленных штатных единиц органов прокуратуры;
обеспечению в трехмесячный срок прокуроров-криминалистов современным специальным оборудованием в пределах средств, выделенных органам прокуратуры в параметрах Государственного бюджета, а также за счет внебюджетных средств.
11. В целях обеспечения эффективной и своевременной реализации мер, определенных в настоящем Указе, в месячный срок:Генеральному прокурору (Йулдошев), председателю Службы государственной безопасности (Азизов), министру внутренних дел (Бобожонов), командующему Национальной гвардией (Джураев) и председателю Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан (Азимов) – обеспечить проведение заседаний коллегий на республиканском и областном уровнях в режиме онлайн с доведением до руководителей и ответственных сотрудников подразделений дознания и предварительного следствия сути и значения новых принятых мер по обеспечению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности, а также их правильное применение на практике;председателю Верховного суда Республики Узбекистан (Камилов) – рассмотреть на внеочередном заседании Пленума Верховного суда вопросы правильного примененияв судах норм настоящего Указа, а также усиления судебного контроля за обеспечением гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности;директору Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан (Ходжаев) совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана и Информационным агентством «Дунё» – принять меры по широкому освещению среди населения и экспертного сообщества мер, определенных в настоящем Указе, с привлечением средств массовой информации, отечественных и зарубежных экспертов, а также представителей институтов гражданского общества.12. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан совместно с ответственными министерствами и ведомствами ежеквартально вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию о ходе исполнения мер, предусмотренных в настоящем Указе.
13. Генеральной прокуратуре, Верховному суду и Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 10 августа 2020 года.